Заложен 16 июня 1909 года на эллинге Нового адмиралтейства в
Санкт-Петербурге и 29 мая 1911 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, спущен на воду 10 июля 1911 года, вступил в строй 17 декабря 1914
года.
Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию
1-ая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской
позиции). 28 августа 1915 года совместно с линкором "Севастополь"
прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. 1-2 ноября 1915 года на
корабле произошло революционное выступление матросов, подавленное
командованием. Осенью 1915 г. и в декабре 1915 г. совместно с линкором
"Петропавловск" (флагман) участвовал в минно-заградительных операциях
южнее острова Гогланд (в операционной зоне Германского флота). Принимал
участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав
Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из
Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918
года). С октября 1918 года по 4 мая 1925 года находился в Петроградском
военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в
состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года в состав
Краснознаменного Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт с 18
апреля 1925 года по 20 июля 1926 года. Прошел модернизацию с 12 октября
1931 года по 4 августа 1934 года.
Участвовал в советско-финляндской войне (обстрел укреплений
противника на острове Бьерке 10 и 18 декабря 1939 года) и Великой
Отечественной войне (оборона Ленинграда, Красносельско-Ропшинская 14-30
января 1944 года и Выборгская 10-20 июня 1944 года наступательные
операции). В 1942 году было усилено зенитное вооружение. 22 июля 1944
года корабль был награжден орденом Красного Знамени.
24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный линейный корабль, а
17 февраля 1956 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в
отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 26 марта 1956
года расформирован и в 1956-1957 гг. разделан на базе "Главвторчермета" в
Ленинграде на металл. Тактико-технические характеристики (на момент вступления в строй) Размерения: Длина 181,2 м Ширина 26,9 м Осадка 8,5 м Водоизмещение: стандартное 23 288 тонн полное 26 900 тонн Вооружение: 305мм/52 орудия 3х4 120мм/50 орудий 16 75-мм зен. орудий 2 40-мм зен. орудий 1 Минно-торпедное вооружение: 4х1 457-мм подводных торпедных аппарата Бронирование: пояс крупповской брони 75 - 225 мм казематы противоминной артиллерии 127 мм башни главного калибра 76 - 203 мм боевая рубка 254 мм палубы 12 - 76 мм скосы 50 мм Механизмы: 4 турбины Парсонса до 52000 л.с. 25 котлов Ярроу, 4 винта Скорость: 23 узла Дальность плавания: 1625 миль на 13 узлах Экипаж: 31 офицер, 28 кондукторов и 1065 нижних чинов
|