В годы второй мировой войны 25-мм автоматическая зенитная пушка широко
использовалась частями Красной Армии для борьбы с самолетами на
дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из
нее можно было стрелять и по легким танкам и бронемашинам.
Пушка разработана в 1940 г. конструкторским бюро под руководством
М.Н. Логинова и состоит из автомата, автоматического зенитного прицела,
станка с механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым
прикрытием и из повозки.
Автомат включает в себя ствол с затвором, механизмы
автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем),
противооткатные устройства и люльку. Все действия, необходимые для
производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника,
выбрасывание гильзы, подача и досылка патрона, закрывание затвора и
спуск ударника), происходят автоматически, за счет использования энергии
отдачи.
Стрельба из пушки может вестись непрерывным (автоматическим) или
одиночным огнем. При этом обеспечивается скорострельность до 240
выстрелов в минуту.
Пушка имеет вертикальный клиновой затвор, который действует при
стрельбе автоматически. Для открывания затвора вручную при первом
заряжании или перезаряжании имеется ручка, расположенная на люльке.
Механизмы автоматического заряжания состоят из магазина и лотка с
досылателем. Пока в магазине имеются патроны, механизмы обеспечивают
непрерывную автоматическую подачу патронов на лоток досылателя и досылку
их в патронник ствола. Магазин имеет механизм взаимной замкнутости, при
помощи которого стрельба автоматически прекращается в тех случаях,
когда заряжающий не успевает вложить в магазин очередную обойму с
патронами, и возобновляется при вкладывании обоймы с патронами без
всякого перезаряжания.
Ствол пушки снабжен легко сменяемой трубой, замена которой
производится в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также
в случае ее повреждения. Для предохранения наводчиков от ослепления при
выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на ствол установлен
пламегаситель.
Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки расположены на
станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляет 7°30/
за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального
обстрела составляет от -10° до +85°. Угол горизонтального обстрела не
ограничен.
Управление огнем из пушки осуществляется с помощью
автоматического зенитного прицела. Прицел обеспечивал решение задач
встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по
входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования
или кабрирования цели.
Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки обр. 1940 г.
применялись унитарные патроны с осколочно-зажигательными трассирующими
гранатами или бронебойно-трассирующими снарядами.
Осколочно-зажигательная трассирующая граната предназначалась для
стрельбы по воздушным целям. Граната имела головной взрыватель К-20
мгновенного действия. Если граната не попадала в цель, то во избежание
поражения своих войск осколками при ее падении примерно через 5 секунд
после взлета производилась самоликвидация гранаты в воздухе.
Самоликвидация производилась через трассер.
Бронебойно-трассирующий снаряд предназначался для стрельбы по
легким танкам и бронемашинам. Снаряд сплошной (не имел разрывного
заряда).
Средством воспламенения служила капсюльная втулка КВ-2.
На малой и средней дальности снаряд пробивал броню всех легких танков и бронемашин противника.
С учетом опыта использования пушки для стрельбы по наземным целям
начиная с 1943 г. пушка выпускалась со щитовым прикрытием,
предохранявшим расчет и материальную часть пушки от поражения пулями и
осколками снарядов.
Для транспортирования пушки использовалась четырехколесная
повозка с независимым подрессориванием для каждого колеса. Колеса
автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной.
Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным.
В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в
качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка
опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего
ходов. Крестообразно расположенные опоры придавали пушке необходимую
устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах
возвышения.
Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из
походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными
пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего
концов продольной балки повозки.
Для того чтобы перевести пушку из походного положения в боевое натренированному орудийному расчету требовалось 40–45 секунд.
Горизонтирование пушки производилось по уровням домкратами,
расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми
упорами повозки.
Конструкция повозки позволяла транспортировать пушку по
асфальтовому шоссе со скоростью до 60 км/ч, а по булыжной мостовой и
грунтовым дорогам — со скоростью от 15 до 45 км/ч. Особенно высокой
мобильностью обладали пушки, установленные на грузовых автомашинах
ГАЗ-АА.
Некоторое количество пушек использовалось в виде стационарных
зенитных установок. Они устанавливались на так называемых «столиках».
Общее количество 25-мм зенитных пушек обр. 1942 г., поставленных
промышленностью Красной Армии в годы войны, составляет 4560 единиц.
В 1943 г. на базе 25-мм зенитной пушки обр. 1940 г. была
разработана спаренная 25-мм зенитная установка 94-КМ (два автомата
72-К). В течение 1944–1945 гг. Красной Армии было поставлено 337 таких
установок, которые монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных
пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11.
Тактико-технические данные 25-мм пушка 72-K обр. 1940 г.: Калибр, мм: 25 Длина ствола с пламегасителем, мм: 2095 Длина ствола без пламегасителя, мм/клб: 1915/76,6 Длина канала, мм: 1915 Длина нарезной части, мм: 1683 Длина патронника, мм: 232 Крутизна нарезов (постоянная), клб: 25 Число нарезов: 12 Глубина нарезов, мм: 0,29 Ширина нарезов, мм: 4,40 Ширина полей, мм: 2,14 Вес ствола, кг: 43 Вес откатных частей, кг: 70 Вес автомата (качающей части), кг: 164 Углы вертикального наведения: от -10 до +85° Углы горизонтального наведения: 360° Скорость вертикального наведения, град/сек: 15 Скорость горизонтального наведения, град/сек: 38 Длина отката, мм: 118-136 Высота линии огня при опущенных домкратах, мм: 820 Длина в походном положении, мм: 5300 Ширина в походном положении, мм: 1700 Высота в походном положении, мм: 1800 Высота по щиту в боевом положении, мм: 1410 Клиренс повозки, мм: 328 Ширина хода, мм: 1440 Диаметр колеса, мм: 795 Расстояние между осями повозки (база), мм: 2525 Станок в собранном виде, кг: 200 Повозка, кг: 630 Вес системы в боевом и походном положениях (без щитов), кг: 1075 Вес системы в боевом и походном положениях (со щитами), кг: 1200 Наклонная дальность, м: 0-2400 Скорость цели, м/с: 0-200 Темп стрельбы, выстр./мин.: 240 Рабочая скорострельность, выстр./мин.: - Скорость возки по шоссе, км/час: до 60 Время перехода из походного положения в боевое, сек.: 45 Расчёт, чел.: 6 Начальная скорость снаряда (бронебойно-трассирующий), м/с: 900 Начальная скорость снаряда (осколочно-заж.), м/с: 910 Максимальная дальность стрельбы по горизонту, м: 6000 Досягаемость по высоте, м: 4500 Масса снаряда, кг: 0,288 Питание: магазинное
|