Танк Т-38 был разработан
в 1935 году на заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова с учетом
характеристик предшествующих танков Т-37А и отличался от них в основном
размерами и компоновкой. Машина была принята на вооружение РККА
постановлением СТО СССР 29 февраля 1936 года и находилась в серийном
производстве в 1936, 1937 и 1939 годах на заводах № 37 и ГАЗ. Фактически
танк являлся модернизированным образцом танка Т-37А.
Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительных
поплавков, как на Т-37А, не было. Башня цилиндрической формы была
смещена к левому борту. Пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов)
устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на
сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель —
справа. Двигатель ГАЗ-АА был установлен сзади вдоль оси танка.
Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач,
карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами и
бортовых передач.
К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный
гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву
осуществлялся при помощи руля.
Ходовая часть танка применительно к каждому борту состояла из двух
тележек опорных катков. Подвеска — блокированная, на пружинных рессорах.
Ведущее колесо — переднего расположения.
В целом ходовая часть была подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38
был вообще близок к танку Т-37, однако замена дифференциала бортовыми
фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор
существенно повысили маневренные качества танка.
В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированного тягача «Комсомолец». А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л. с. производился серийно.
С целью усиления вооружения танка на него пытались установить 20-мм
автоматическую пушку ТНШ-20. Однако стандартная башня оказалась слишком
тесной для этой артсистемы.
На базе агрегатов Т-37 и Т-38 были построены также два образца самоходных артустановок с 45-мм пушками.
В 1936 и 1937 годах на заводе № 37 было выпущено 1228 танков; затем
последовал годичный перерыв, а в 1939 году из стен завода вышли еще 112
машин. Однако еще до завода имени Орджоникидзе Т-38 начал выпускать ГАЗ —
в 1935 году он изготовил 36 танков этого типа. Последнее
обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло горьковчан на создание своей
амфибии — «в пику» Т-38.
Эта идея воплотилась в танке ТМ («Танк Молотова»), созданного на базе
Т-37. Танк был намного длиннее: вместо двух тележек опорных катков
установили три. Наиболее же важной его особенностью было наличие двух
двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел
никаких существенных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали.
Малые танки Т-38 поступали на
укомплектование разведывательных подразделений и состояли в штате
механизированного корпуса (67 машин), механизированного полка (30
машин), танковых батальонов стрелковых дивизий и разведрот отдельных
танковых бригад. Машины применялись в боевых действиях во время похода в
Западную Украину и Белоруссию, в период войны с Финляндией и в
начальный период Великой Отечественной войны.
Т-38-и Т-37 применялись для
проведения различных экспериментов, среди которых наиболее интересные —
это подвеска танков под бомбардировщиком ТБ-3 и десантирование их
посадочным способом. Кроме того, на Медвежьих озерах под Москвой был
осуществлен сброс танка Т-37А с ТБ-3 на воду. Танк, удачно
приводнившийся, затонул из-за незагерметизированных смотровых щелей.
ТТХ Т-38
Боевая масса, т 3,3
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 3780
Ширина, мм 2330
Высота, мм 1630
Броня, мм: 4-8
Лоб, борт 8
Корма 6
Крыша и днище 4
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,44
Скорость (по шоссе), км/ч: 40
Скорость (на воде), км/ч: до 6
Запас хода (по шоссе), км 230
Подьем, град. 35
Крен, град. 35
Ширина рва, м 1,4
Высота стенки, м 0,5
|