28 мая 1930 г . советская закупочная комиссия,
возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного
Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с
английской фирмой "Виккерc" о производстве для СССР 15 двухбашенных
танков "Виккерc" 6-тонный.
Первые поставленные машины (получившие у
нас обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и
ТММ-2 с шестицилиндровым двигателем "Геркулес", однако в серийное
производство они запущены не были. 13 февраля 1931 г . постановлением
Реввоенсовета СССР танк "Виккерс" приняли на вооружение Красной Армии
под индексом Т-26.
Его производство первоначально
предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе,
затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на
ленинградском заводе "Большевик", уже имевшем опыт танкостроения.
Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и
все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под
руководством С.А.Гинзбурга. Для выполнения большой программы
производства Т-26 заводом "Большевик" были выделены цеха, выпускавшие
танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова.
Первоначально двухбашенный вариант мало
чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог,
танк имел клёпаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулемётным
вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 270°. В
каждой из башен размещался один член экипажа, который вел огонь из
7,62-мм пулемёта ДТ. Кроме модификации с чисто пулемётным вооружением
выпускался также танк, в правой башне которого была установлена 37-мм
пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Эти танки предназначались для
командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались
приёмо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней
части корпуса.
Опыт использования двухбашенных танков
Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически
невозможно, поэтому начиная с 1933 г ., промышленность перешла на выпуск
однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. В конце 30-х
гг. двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на
вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде)
танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте).
Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были
расформированы и танки были обращены на формирование танковых и
мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для
использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения
маневренных боевых действий. Всего до августа 1933 г . было изготовлено
1626 двухбашенных танков Т-26.
В 1933 г . началось производство
однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым.
Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без
изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с
развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней
части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни
имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм
танковой пушки образца 1932 г . и спаренного с нею пулемёта ДТ. В
качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели со
стеклоблоками, в корпусе и башне.
Средством внешней связи служили
сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция
71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия
и ходовая часть практически не изменились.
С 1935 г . корпуса и башни танков стали
изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных
катках ввели съемные бандажи, изменили натяжной механизм и установили
пулемёт ДТ в нише башни. При этом боекомплект пушки сократился до 102
выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65
т.
В
1937 г . на части машин стали монтировать зенитные пулемёты на турельных
установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель
форсировали, и его максимальная мощность возросла до 95 л .с. Вновь
несколько увеличилась масса танка. Крупную модернизацию осуществили в
1938 г . Корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь был введён
люк-лаз в днище. Вместо цилиндрической установили башню конической формы
с 45-мм пушкой образца 1934 г . В пушках выпуска 1937 г . и 1938 г .
появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела
ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором
оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 г . - ТОС),
стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних
выпусков на машине поставили два топливных бака ёмкостью 110 и 180 л ,
что позволило увеличить запас хода.
В 1939 г . прошла очередная модернизация
танка, в результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами,
на части машин изъяли кормовой пулемёт, а вместо него смонтировали
дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся
двигатель (поднята степень сжатия), после чего
его мощность достигла 97 л .с. Наконец, в 1940 г . был проведен
последний цикл изменений конструкции танка Т-26. Новая машина получила
индекс Т-26 Э. На часть машин во время войны с Финляндией установили
экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм
заменили на гомогенную, толщиной 20 мм . Кроме того, ввели
унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса "двадцать
шестого" с экранами уже превысила 12 т.
Машины на базе Т-26.
На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились
огнеметные (по тогдашней терминологии — химические) танки. Здесь в
первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26 , созданный на базе
двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в
корпусе под ней разместили огнеметное оборудование — резервуар для
огнесмеси на 360 л , три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок
емкостью 0,7 л , брандспойт и систему зажигания. В правой башне
устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект
1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с
помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой
дымопуска.
Другой танк - ОТ-130. Он строился уже на
базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно
продольной оси танка. Слева от неё находились два резервуара для
огнесмеси общей емкостью 400 л . Дальность огнеметания на смеси мазута с
керосином составляла 50 м . Количество односекундных выстрелов — 40. За
один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела
горящего бензина, а бензин — от электрозапальной свечи. Силовая
установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без
изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Всего в "химическом"
варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них
формировались химические танковые батальоны и даже бригады.
Помимо огнемётных танков, на базе Т-26
выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В
опытном порядке — СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причём последняя оснащалась
зенитной 76-мм пушкой образца 1931 г . А вот самоходок, так называемого
"малого триплекса", на унифицированном шасси было построено несколько
десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это
семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 г., СУ-5-2 со
122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Кроме того, на базе Т-26,
как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы
бронетранспортёр ТР-4, мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, транспортёр
для подвоза боеприпасов, бензоцистерна, ремонтный танк, артиллерийские
тягачи и телетанки.
В общей сложности за 10 лет серийного
производства с 1931 по 1941 г . в войска поступило 11 208 танков Т-26
всех типов. Они достаточно интенсивно использовались в боевых действиях
начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках
советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 г .
Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 г . на Дальнем
Востоке. Несколько танковых бригад, вооруженных этими боевыми машинами,
участвовали в разгроме Квантунской армии.
Тактико-технические характеристики T-26: масса в снаряженном состоянии 10,28 т экипаж 3 чел. длина 4,62 м ширина 2,44 м высота 2,33 м двигатель тип "Армстронг-Сиддлей" мощность двигателя 75 л .с. максимальная скорость по шоссе 40 км/ч запас хода 225 км вооружение пушка 20К обр. 1934 г ., калибр 45 мм пулемёт Три пулемёта системы Дегтярёва (ДТ) боекомплект (с рацией) 165 выстрелов (45мм) и 3212 патронов (7,62-мм) боекомплект (без рации) 205 выстрелов (45мм) и 3654 патронов (7,62-мм)
|