Легкий артиллерийский крейсер типа "Светлана"
История этого корабля началась накануне первой
мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве
состоялась закладка двух легких крейсеров. Одному
из них, ставшему впоследствии "Красным Кавказом",
было присвоено наименование "Адмирал Лазарев".
Корпус корабля был спущен на воду 8 июня 1916
года, однако достроен крейсер был только в 1931
году. В процессе достройки конструкция претерпела
значительные изменения (проект 815).
Крейсер "Адмирал Лазарев" (с 14 декабря
1926 года - "Красный Кавказ") решили кардинально реконструировать путем
замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была
положена перспективная программа перевооружения, принятая еще 16 июля
1925 года. Однако в ходе проектирования появилась возможность
воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными
установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации
предусматривала наличие пяти таких установок на корабле. Правда,
принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а
значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней
палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения
остойчивости крейсеров. В декабре того же года проектирование "Красного
Кавказа" проводилось на Николаевских государственных заводах. В
ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение крейсера
составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки,
столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с
каждого борта) 533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при
этом возросло до 9030 м, а главные размерения оказались следующими:
наибольшая длина 169,5, ширина 15,7 и осадка 6,6 м. 25 января 1932 года, успешно пройдя все стадии приемных испытаний, крейсер "Красный Кавказ" вступил в строй. В 1933 году "Красный Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии. В
годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров
А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко успешно громил немецко-фашистские войска под
Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском. Впервые главный
колибр корабля заговорил 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил
огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под
Одессой. Первую половину октября 1941 года "Красный Кавказ"
провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в
эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали
срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу. Наиболее
яркой страницей в истории этого корабля является его участие в
Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года,
приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15
автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный
Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним
утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем
временем десантники прыгали на подходящие катера и баркасы и
устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели огонь по
амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За два часа боя в
"Красный Кавказ" попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7
пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю. На
следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских
самолетов и выполнив задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на
этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года
корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт вооружение и 1200
человек , утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту. Быстро подав
швартовы, моряки немедленно приступили к разгрузке, которая была уже
почти завершена, когда крейсер был отакован немецкими самолетами.
Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта
крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины.
Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой
"юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз
бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды,
оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и
заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и
палуба до четвертой башни скрылась в волнах. Почти через сутки
полузатопленный, но не сдавшийся "Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и
пургу, появился в Туапсе, а через два дня ушел в Поти для ремонта. 3
апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского
звания. К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в
том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в
минно-заградительных действиях. Пройдя около 14 тысяч миль,
крейсер "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и
эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до
200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал 6 транспортов с войсками и
боевой техникой. Артиллерия крейсера провела 32 огневых налета по
фашистским позициям, уничтожила 16 вражеских артиллерийских и минометных
батарей, истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили
67 налетов немецкой авиации и сбили 3 самолета. К концу лета 1942
года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Через несколько
месяцев "Красный Кавказ" возглавил отряд корабельной поддержки и
обеспечил высадку десанта у Новороссийска. После Великой
Отечественной войны (12 мая 1947 года) "Красный Кавказ" перевели в
разряд учебных кораблей. В июне 1953 г. в качестве мишени потоплен при
испытаниях противокорабельных ракет "Комета" класса "воздух-море".
|