В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался
бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12),
сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н. Поликарповым. По
своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от
большинства своих серийных современников. Минимальные размеры,
"бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с
подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика,
переходивший в вертикальное оперение. Конструкция И-16 - смешанная.
Фюзеляж - деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4
мм в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли
четыре лонжерона и 11 шпангоутов - рамных, из сосновых реек фанерных
стоек, коробчатого сечения; стрингеры - рейки, врезанные в шпангоуты.
Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и
левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета.
Лонжероны центроплана - ферменные; нервюры - ферменные
цельнодуралюминевые из коробчатых профилей. Обшивка центроплана -
целиком из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла - с полками из стальных
труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и
консолей - накидными гайками. Носок крыла - дуралюмин 0,5 мм, зализы -
выклеенные из шпона. Обтяжка консолей - полотно. Элероны - щелевые,
отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на
15 градусов при посадке. Элероны и оперение - из Д6 с полотном.
Управление рулем высоты и элеронами - жесткое, рулем направления и шасси
- тросовое (кроме последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух
отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому
времени, когда пневмо- и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли
в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые
приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) -1315, взлетный - 1715 кг.
Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался
более мощными двигателями и более сильным вооружением.
Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и
оперения оставались неизменными. И-16 создавался как скоростной
истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения
максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр
тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ.
Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным.
На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно
устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от
летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было,
пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на
современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в
себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень
эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых
бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение
самолета возрастали.
Первые серийные истребители, построенные в 1934 году с двигателем М-22,
развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий производства
1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460-490 км/час.
Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух
пулеметов. Известны следующие модификации И-16: И-16 - М-22 (ЦКБ-12),
И-16 дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с двигателем М-25,
И-16 тип 5 с двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные
страницы истории советской авиации. Самолеты первых серий получили
боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. На машинах
последующих выпусков с установками для реактивных снарядов наши летчики
громили японских милитаристов на Халхин-Голе. И-16 принимали участие в
боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной
войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды
Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В.
Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и другие летчики.
И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся республиканской
авиацией Испании. Был и пушечный вариант самолета, И-16П (2 пушки ШВАК),
И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение - 2 пушки ШВАК, 2
пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939)
оснащен двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили четыре
ШКАСа и один синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали
также шестью реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка - до 200 кг.
В ходе развития полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза. И-16
типа 24 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.
И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, стали частью
"звена" - СПБ ("составного пикирующего бомбардировщика" -
самолета-носителя ТБ-3 и двух И-16 , которые подвешивались у него под
крылом), уничтожившего в 1941 году Черноводский мост (Румыния) через
Дунай.
Тактико-технические характеристики И-16 типа 10 (типа 24): Год принятия
на вооружение - 1937 (1939) Размах крыла - 9,00 м Длина - 5,90 (6,13) м
Высота - 2,25 м Площадь крыла - 14,54 м2 Масса, кг - пустого - 1315 -
взлетная - 1750 Тип двигателя - 1 ПД М-25А (М-63) Мощность - 730 (1100)
л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли - 354 (400) - на высоте - 383
(463) Практическая дальность - 820 (700) км Максимальная
скороподъемность - 649 м/мин Практический потолок - 9100 м Экипаж - 1
чел
Вооружение И-16 типа 10: 4 7.62-мм пулемета ПВ-1 или 2 пулемета ШКАС.
Вооружение И-16 типа 24: 2 20-мм пушки ШВАК и 2 7.62-мм пулемета ШКАС,
или 4 7.62-мм пулемета ШКАС и 12.7-мм пулемет БС. 200 кг бомб и 6 НУРС
РС-82.
|