Истребитель Ла-5 появился при обстоятельствах не совсем обычных, если не
сказать драматических, для конструкторского коллектива во главе с С.А.
Лавочкиным. Истребитель ЛаГГ-З. за выпуск и совершенствование которого
отвечало это конструкторское бюро, ввиду недостаточной эффективности
снимали с производства. Да и само существование КБ теперь оказалось под
вопросом. Конечно, конструкторы отлично понимали природу недостатков
ЛаГГа и уже вели проектные работы по его коренной модификации. Наряду с
необходимостью резкого улучшения летных данных, главным в этом деле была
оперативность и требование преемственности конструкции ЛаГГ-З и новой
его модификации. Только при выполнении этих условий можно было перевести
завод на производство нового самолета прежде, чем на конвейере окажется
(как и планировалось) истребитель Як. И с этой задачей КБ С.А Лавочкина
справилось успешно.
Проводя модификацию ЛаГГа конструкторы ориентировались на новый
перспективный мотор воздушного охлаждения М-82 А.Д. Швецова. Благодаря
существенно большей его мощности в сравнении с М-105П истребитель ЛаГГ-5
приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросла
скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность.
Новый самолет был создан весной 1942 г., 6 августа вышло Постановление
ГКО, а через 2 дня приказ НКАП № 683, согласно которым новый истребитель
стал именоваться Ла-5 — «Лавочкин-5» и после испытаний его, под маркой
Ла-5, немедленно запустили в серию.
Наряду с повышением надежности, важнейшим направлением совершенствования
Ла-5 стало снижение веса. Замена электрозапуска мотора на воздушный
дала экономию в 20 кг, улучшение качества склейки — еще 20, удаление
груза в хвосте —15 кг, затем «подчистили» трубопроводы и проводку
управления. В итоге взлетную массу удалось снизить с 3370 кг у опытной
машины до 3200 кг в серии.
Внедрялись прогрессивные техпроцессы, позволявшие увеличить темп выпуска
Ла-5. Например, сначала капоты Ла-5 приходилось «выколачивать» вручную,
но 1 июля 1942 г. были сданы первые штампы, обеспечившие ежесуточный
выпуск деталей для 2 самолетов, а к концу месяца организовали новый
участок с суточной производительностью 6 комплектов. То же происходило с
литьем и горячей штамповкой. По всему планеру шла работа по замене
дельта-древесины на обычную. В конечном итоге из «дельты» делали только
силовые шпангоуты, лонжероны оперения и обшивку в особо нагруженных
зонах. Без потери прочности удалось уменьшить вес самолета и его
стоимость.
Двигатель. Завод гарантировал наработку М-82А до ремонта 100 ч, но
реально ресурс был меньше. Из-за ухудшения подгонки поршневых пар и
колец в камерах сгорания нижних цилиндров скапливалось масло, мотор
дымил и закапчивал весь фюзеляж. Но если не все скопившееся масло
выбрасывалось через выхлопные патрубки, возникал жесткий удар на такте
сжатия и, как следствие, обрыв шатуна или разрушение головки цилиндра.
Применяемые на М-82 свечи ВГ-12 выдерживали по 5 ч, и в период
интенсивных боев на один Ла-5 требовалось по 14 свечей в день. Проблема
крылась в неудачной форме головок цилиндров: свечи постоянно находились в
масле, от которого закапчивались, а на копоть оседал свинец из
этилированного бензина.
Первоначально Руководство по летной эксплуатации самолета Ла-5 М-82А
разрешало держать взлетный режим (1700 л.с.) у земли в течение 5 минут.
Опытный самолет на таком режиме разгонялся до 600 км/ч, а на номинале
(1400 л.с.) только до 515 км/ч. Но если летчик увлекался и не выключал
форсаж вовремя, новый мотор через 10 минут клинило, а сработанный не
вытягивал и разрешенных 5 минут. Строевые летчики постоянно докладывали,
что какой-либо Ла-5 их группы не вернулся из вылета по причине отказа
мотора в бою. Проведенные в ЛИИ испытания подтвердили объективность
претензий, и использовать форсаж в бою запретили. Без него скорость у
земли упала до 505-510 км/ч, с 600 до 580 км/ч снизилась скорость на 2-й
границе высотности, а время набора высоты 5000 м выросло с 5,2 мин у
опытного самолета до 6,0.
Первые Ла-5, как и ЛаГГ-3, не имели предкрылков и отличались тенденцией к
сваливанию на крыло. Постановление ГКО № 1895сс от 7 июня 1942 г.
обязывало внедрить механизацию передней кромки крыла на ЛаГГ-3 и Ла-5 с 1
июля, но к концу первой декады июля это удалось сделать только на 7
ЛаГГ-3 и 8 Ла-5. Лишь к августу все самолеты стали выпускать с
предкрылками.
Летом 1942 г. на Ла-5 провели работы по улучшению прилегания люков и
створок шасси. Обеспечили синхронность выпуска правого и левого
предкрылков, лучше их подогнали и облегчили. Предусмотрели выпуск
щитков-закрылков на вираже, сократив его радиус и время выполнения. По
результатам исследований ЦАГИ изменили конструкцию и установку трубки
Пито. Доработали электросистему.
24 июля вышел приказ НКАП и ВВС №559а/с/032 об использовании на
истребителях брони. Сначала на Ла-5 установили бронеспинку, а также
ввели протектирование баков. Затем в соответствии с постановлением ГКО №
2359сс от 1 октября 1942 г. внедрили лобовое бронестекло. Кроме того,
этим же документом определялось использование на истребителях «Ла» и
«Як» красной подсветки сетки прицела, кнопочного электропневмоспуска
пушек по типу Me-109 вместо тугих механических гашеток.
Приказом по НКАП № 605с от 8 августа уже с 10 августа на каждый Ла-5
требовалось установить радиоприемник РСИ-4, а на каждый третий — и
передатчик, а также радиополукомпас РПК-10. Хотя в установленные сроки
(за 2 дня!) уложиться не удалось, все же дело сдвинулось, и советские
истребители стали получать средства радионавигации и связи.
К концу 1942 г. в Горьком стали выпускать Ла-5 с существенно
доработанной носовой частью: наконец-то исчезла двойная обшивка, фюзеляж
стал легче, снизилась трудоемкость. К тому времени на задней раме
сдвижной части фонаря по рекомендации ЦАГИ поставили стекатель, сгладив
ступеньку между кабиной и гаргротом. Изменили и кинематику хвостовой
опоры, теперь ее колесо подтягивалось выше, а створки не выступали за
обвод хвостовой части.
В декабре 1942 г. начался выпуск Ла-5 на заводе № 31 в Тбилиси, где
продолжалось производство и ЛаГГ-3. Уже к концу года этот завод построил
22 новых истребителя и еще 5 сдал в начале следующего. Однако план 1943
г. для этого предприятия предусматривал увеличение выпуска «ЛаГГов» в
1,5 раза при улучшении их ЛТХ. К тому же, Яковлев добивался перехода
тбилисского завода на выпуск нового истребителя Як-3. В этой обстановке
директору 31-го Пивоварову удалось настоять на снятии заказа на Ла-5 и
продолжении выпуска «ЛаГГов», которые хотя и стали лучше, но все равно
не могли тягаться с Bf 109G и FW 190A.
Первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 г. под Сталинградом.
Ла-5 быстро завоевал признание. Летчикам нравились не только его высокие
характеристики и мощное вооружение (две пушки ШВАК), но и мотор
воздушного охлаждения, который имел большую живучесть, чем мотор
жидкостного охлаждения, и одновременно являлся защитой от огня
противника с передней полусферы.
Выпуск первого серийного варианта Ла-5 с мотором М-82А прекратили летом 1943 г. Тактико-технические характеристики Ла-5 (Ла-5ФН):
Год принятия на вооружение - 1942 (1943)
Размах крыла - 9,80 м
Длина - 8,67 (8,60) м
Высота - 2,54 м
Площадь крыла - 17,37 (17,50) кв.м
Масса, кг
- пустого - 2740 (2828)
- взлетная - 3230 (3290)
Тип двигателя - 1 ПД Швецов М-82 (АШ-82ФН)
Мощность - 1700 л.с. (1850 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 558
- на высоте - 613 (634)
Практическая дальность - 1000 км
Боевая дальность - 780 км
Максимальная скороподъемность - 940 (961) м/мин
Практический потолок - 10650 (10750) м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: 2 20-мм пушки ШВАК, 2 100-кг бомбы ФАБ-100.
МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ ВСЕГО ЗА 400 РУБ В МЕСЯЦ 700 х 150+ - mp
На нашем сайте http://world-war-ii-onlain.com можно смотреть фильмы о второй мировой войне онлайн в хорошем качестве бесплатно и без регистрации. Просмотр фильмов онлайн очень прост. Зайдите в материал и увидите доступные к просмотру плееры. Просмотр фильмов онлайн бесплатно без регистрации позволяет не скачивать фильм и не тратить время на его загрузку. Лучшие фильмы о войне онлайн собраны здесь. Смотреть фильмы online можно прямо на сайте.
Смотреть фильмы о войне онлайн бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте http://world-war-ii-onlain.com . Просмотр фильмов онлайн не требует никаких сторонних программ. Просмотреть фильмы о войне онлайн можно совершенно бесплатно, поэтому, чтобы посмотреть фильм о войне онлайн2012 года не нужно ничего качать. Лучшие фильмы о войне онлайн всех годов, а также документальное онлайн кино и любое онлайн видео на этом сайте. Здесь все фильмы о войне онлайн можно смотреть бесплатно. Также на сайте собрано большое количество фотографий и картинок на тему второй мировой войны. В разделе статьи собраны описания оружия и техники второй мировой войны, биографии выдающихся людей.
Все материалы, которые Вы найдете у нас представлены только в ознакомительных целях!
Все права на материалы принадлежат их законным правообладателям.