Самолет У-2, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 г.,
стал одним из самых известных советских самолетов. Он применялся более
35 лет. После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 г. самолет в честь его
создателя переименовали в По-2.
У-2 разрабатывался как самолет для первоначального обучения и как
нельзя лучше соответствовал своему назначению. Тысячи юношей и девушек
получили на нем "путевку в небо”. Он обладал прекрасными пилотажными
качествами. В штопор самолет можно было ввести только преднамеренно, и
он легко выходил из штопора. У-2 прощал даже очень грубые ошибки
летчика. Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам он мог
взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую
совершенно не подготовленные.
По своей схеме У-2 — биплан. Конструкция деревянная с полотняной
обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. — первый
полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М -11 оказался
на редкость удачным: более двух десятилетий он оставался основным и
практически единственным советским серийным двигателем для легкомоторной
авиации.
У-2 строился не только как учебный самолет. Он имел множество
вариантов самого разнообразного назначения. Среди них
сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для
аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных.
В связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к
боевой работе. Во время Великой Отечественной войны этот небольшой
учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог
брать до 350 кг бомб. В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС
(войсковая серия), располагалась стрелковая точка с пулеметом. Боевая
работа У-2ВС — славная страница в летописи Великой Отечественной войны.
На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС.
Применялись они, как правило, в ночное время суток. У-2ВС наносили
внезапные точечные удары по переднему краю и ближним тылам противника.
На этом самолете велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми
частями, с партизанами. При выполнении таких задач самолет показал очень
высокую эффективность и применялся до конца войны.
Перед бомбометанием мотор приглушали, и самолет оставался не только
почти не различимым в ночном небе, но и практически не слышимым для
противника. Противодействовать такой тактике советских летчиков и летчиц
(на У-2ВС воевали несколько женских авиаполков) врагу было очень
сложно.
Конструкция самолета У-2 была деревянная из сосны и фанеры, с
полотняной обшивкой, узлы – из мягкой стали, стойки коробки крыльев
первоначально – дюралюминовые каплевидные трубы, вскоре замененные
стальными круглыми трубами с примотанными к ним лентой на клее
деревянными обтекателями (для удешевления). Фюзеляж – с фанерной
передней частью и расчалочной хвостовой, верхняя грань задней части
закрывалась съемным выпуклым гарготом из 1-мм фанеры для удобства
осмотра.
Летные качества У-2 в зависимости от того, для каких целей применялся
самолет и какие изменения вносились в его оборудование, колебались. Но
во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в
управлении. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и
даже на неподготовленных площадках.
В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами
первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима.
Учебные организации оборонного Общества на этом самолете подготовили в
годы войны почти 100 тысяч летчиков. У-2 строился серийно до 1935 года, а
эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено 33000 таких самолетов. Летно-технические характеристики:
Размах крыла 11,40 м Длина 8,70 м Высота 3,10 м Площадь крыла 33,15 кв.м Масса, кг - пустого 770 - взлетная 1350 Тип двигателя 1 ПД М-11Д Мощность 115 л.с. Максимальная скорость, км/ч 152 Практическая дальность 530 км Практический потолок 3000 м Экипаж 2 чел Вооружение один 7.62-мм пулемет ШКАС Возможна подвеска 2 120-кгбомб или 4 РС-82
|