Двухмоторный пассажирский самолет (14-21 пассажир) при четырех членах
экипажа (летчики, радист, стюардесса) - воспроизведение американского
самолета Дуглас DC-3, но с переводом в метрические меры всех его
размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов
конструкции по нашим мерам прочности (которые и сами были при этом
уточнены в части гражданских самолетов). От этого масса немного
возросла, но безопасность повысилась. Переработкой чертежей
применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов
на миллиметры руководил В.М.Мясищев ; подобную работу не смогли провести
фирмы Фоккер и Мицубиси, также закупившие лицензии на производство
самолета DC-3 и вынужденные проводить лишь сборку самолетов из
агрегатов, привезенных из США. С середины 1938 г. на наших заводах было
начато внедрение и серийное производство этого самолета по лицензии с
обозначением ПС-84, а с сентября 1942 г. - Ли-2 (по имени главного
инженера завода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением).
Впервые в СССР был применен плазово-шаблонный метод производства для
крупной серии. Самолет хорошо себя зарекомендовал как пассажирский и
транспортный, имел широкое распространение, отличался надежностью,
экономичностью и простотой в эксплуатации.
Он применялся в
Великой Отечественной войне для самых разнообразных перевозок на фронте и
в тылу. Отдельные Ли-2 применялись до 80-х годов. Вообще его прототип
DC-3 - один из наиболее долговечных самолетов мира. Самолетов Ли-2 за
два десятка лет было выпущено в СССР несколько тысяч. В пилотировании
самолет хотя и не идеален, но прост и приятен. Летчики о самолете Ли-2
говорили: "...не надо только мешать ему лететь". Конструкция Ли-2 -
цельнометаллическая из Д16 с полотняной обшивкой рулей и элеронов. В
первом варианте в самолете было 14 пассажирских мест. Потом, во втором
варианте, число пассажирских мест было увеличено до 21. Фюзеляж -
полумонокок стрингерного типа с относительно тонкой обшивкой, усиленной
многочисленными легкими стрингерами-угольниками. Их 42 по периметру
миделя фюзеляжа, частично прерванных окнами, входной дверью и грузовым
люком. Шпангоутов в фюзеляже 48, в основном легких рамных, листовых;
узловые - коробчатые. Толщина обшивки фюзеляжа в основном 0,6 и 0,8 мм, в
немногих местах 1,0, 1,2 и 1,8 мм.
Стрингеры пропущены через
прорези в шпангоутах и приклепаны одной заклепкой отгибам листов
шпангоутов. Такая конструкция обеспечивала наименьшую массу на 1
кубический метр объема фюзеляжа. Крыло профиля NACA-2215 -
трехлонжеронное. Лонжероны двутавровые, с листовой стенкой и с полками,
образованными парой фасонных профилей. Обшивка центроплана - в среднем
1,0 мм, по верхней стороне между лонжеронами - усиленная продольным
гофром, по нижней стороне - съемная на болтах для возможности установки
топливных баков (сварных) из листов АМц толщиной 0,8 мм. Обшивка
консолей - 0,8 и 0,6 мм, усиленная многочисленными стрингерами.
Конструкция мотогондол - по типу фюзеляжной. Моторамы и элементы шасси
из труб (сталь 30ХГСА). Колеса 1200 х 450 мм. Уборка и выпуск шасси от
гидросистемы, хвостовое колесо размерами 600 х 250 мм не убирается.
Ширина колеи шасси 5,63 м. Двигатели АШ-62ИР с винтами АВ-7Н-161 или
АВ-7НЕ-161. Мощность взлетная 1000 л.с., номинальная на земле 820 л.с.,
номинальная на высоте 1500 м 840 л.с., эксплуатационная 738 л.с. Запас
топлива максимальный 2320 кг (для дальности 2500 км), нормальная
дальность 1100 км при платной нагрузке 1200 кг. Центровка 17,7% - 23,3%
САХ. Рейсовая скорость 220 км/ч. Взлетная дистанция до набора высоты 25 м
составляла 1300 м. Самолет Ли-2 имел несколько модификаций-вариатов, в
которых контуры, размеры и конструкция оставались без изменений (кроме
деталей оборудования и вооружения), а менялась лишь нагрузка. Отделки
кабины и пассажирских сидений не было, самолеты были транспортные.
Лётно-Технические Характеристики: Год принятия на вооружение - 1939 Размах крыла - 28,81 м Длина - 19,65 м Высота - 5,17 м Площадь крыла - 97,10 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 7650 - нормальная взлетная - 10700 Тип двигателя - 2 ПД М-62ИР Мощность - 2 х 1000 л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли - 300 - на высоте - 320 Крейсерская скорость - 290 км/ч Практическая дальность - 2500 км Максимальная скороподъемность - 240 м/мин Практический потолок - 5600 м Экипаж - 4 чел Полезная нагрузка - 14-21 пассажир
|