Год выпуска: 1937 Масса в снаряженном сотосянии без груза: 3460 кг Грузоподъёмность платформы: 500 кг Масса буксируемого прицепа: 2000 кг Мест в кабине: 2 чел. Габаритные размеры: длина - 3450мм, ширина - 1859мм, высота по кабине (без нагрузки) - 1580мм Высота по тенту: 2230мм База опорных катков: 1775мм Колея (по серединам гусениц): 1480мм Ширина гусениц: 200мм Дорожный просвет: 300мм Максимальная мощность двигателя: 50-52 л.с. Максимальная скорость по шоссе с: 47,5 км/ч Запас хода по шоссе с прицепом: 152 км
В конце 1936 года, в КБ завода №37 в Москве, под
руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова был создан
полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач "Комсомолец"
Т-20 (заводской индекс 020 или А-20).
Легкий полубронированный артиллерийский тягач «Комсомолец» широко
использовался частями Красной Армии в конце 30-х годов и во время
Великой Отечественной войны для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм
полковых пушек. Он был разработан в конце 1936 г. с использованием
узлов и агрегатов малого плавающего танка Т-38 и грузового автомобиля
ГАЗ-АА.
Гусеничный движитель и наличие броневой защиты позволяли использовать
тягач непосредственно на поле боя, благодаря чему артиллерийские батареи
могли быстро менять огневые позиции, нередко находясь под
ружейно-пулеметным огнем.
Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов
толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от
пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир
получил оборонительное вооружение - танковый пулемет ДТ в подвижной
маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был
весьма вероятен непосредственный контакт с противником.
В начале войны конструкторским бюро В.Г. Грабина на базе тягача была
разработана противотанковая артиллерийская самоходная установка,
вооруженная 57-мм пушкой. Под обозначением ЗИС-30 около ста этих
установок использовались в артиллерийских противотанковых батареях
танковых бригад. С 1937 года до окончания производства в 1941 году было
изготовлено 7780 тягачей "Комсомолец".
Армейские испытания "Комсомольца", проведенные в августе - ноябре 1937
года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок,
может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с
прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до
8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м,
брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение
было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с
короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем
из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при
полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота
составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось
положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К
сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной
напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко
преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой
прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих,
легких и компактных, моторов тогда в стране не было.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного
приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка),
малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали),
самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на
обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых
болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт - 16 шипов). Шипы
стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.
Выпускать "Комсомолец" начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на
спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе,
возглавляемом М.И.Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию
легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких
танков. Из-за напряженного положения с выпуском бронелиста были сделаны
попытки создания небронированныхвариантов "Комсомольца". Такими
машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с
автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.),
разработанные в 1939 году под руководством Г.С.Суреняна.
На ГАЗе в 1940-1941 годах были построены (ведущие конструкторы
Н.И.Дьячков и С.Б.Михайлов, конструкторы агрегатов С.А.Соловьев,
И.Г.Сторожко, испытатель А.Ф.Хмелевский) легкие тягачи ГАЗ-20
("Комсомолец-2") с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого
танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем
ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от
грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли
буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за
выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались.
Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года: армии в большей
степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех
производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы,
сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили
широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее
моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках
насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при
положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941
года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу
войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.
Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец"
иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда
же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного
конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм
противотанковые орудия ЗИС-2. Полученные открытые самоходные пушки
ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база,
большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые
испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали
участие в битве за Москву.
На фронтах войны тягачи "Комсомолец", количество которых непрерывно
сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 -
1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других
тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной
зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с
перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог,
к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном
состоянии. "Комсомольцы" в вермахте состояли под обозначением 'leicht
gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r).
Единственный сохранившийся в нашей стране "Комсомолец" можно увидеть в
Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В Финляндии же их не в
пример больше, целых 3. Один в артиллерийском музее г.Хэмейнлинна, а в
финском танковом музее в г. Парола их два, причем один - на ходу. И это
неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20
|