1937 г. стал своеобразным водоразделом в истории отечественного
танка, последним годом так называемой «эпохи Тухачевского», так как
после ареста и казни этого заместителя наркома обороны по вооружению,
танкостроение в СССР совершило большой поворот
Уже отмечалось,
что 1937 г начался с неприятностей для всех производителей бронетанковой
техники СССР. Так, в ходе осенних 1936 г., и летних 1937 г. учений на
танках Т-26 последних выпусков стали проявляться случаи массового
обрыва клапанов. Происходило это как вследствие произведенного
форсирования двигателя, когда «разогнанный» установкой нового
карбюратора, переводом питания на бензин первого сорта и, конечно,
увеличенными оборотами двигатель стал работать на пределе своих
возможностей, так и потому, что поставляемые заводу № 174 с 1935 г. не
вполне кондиционные материалы, нормально работавшие ранее, больше не
могли выдержать значительно возросших нагрузок.
Не менее
неприятным было поведение новых танков БТ-7 Учения лета-осени 1936 г
показали, что шасси этого колесно-гусеничного танка оказалось
перегруженным, и по этому, резиновые бандажи опорных катков часто
выходили из строя при движении на колесах. Но это было еще полбеды.
Выяснилось также, что после пробна 300-400 километров почти у всех
танков БТ-7, ввиду превышения крутящего момента двигателя М-17 по
сравнению с М-5 на четверть начали выходить из строя коробки перемены
передач Приемка танков БТ-7 была остановлена.
Тогда же
выяснилось и то, что плавающий танк Т-38, практически ничем в боевом
отношении не отличавшийся от Т-37, кроме стоимости (которая,
естественно, стала больше), показал весьма плохой запас плавучести.
Малое водоизмещение не позволяло перевозить на а о броне через водные
препятствия пехотинцев. Перегрузка даже в 120-150 кг (вес двоих взрослых
людей) приводила к невозможности совершения каких бы то ни было
маневров на воде, в том числе вход в воду и выход из нее даже на малые
береговые крутости. Танк тонул. Да и без десанта танк иногда тонул, если
механик пытался совершать маневры на максимальных оборотах винта, а
вода не была идеально спокойной (наблюдался значительный крен и качка
при выправлении руля), в случае сброса газа во время плава на
максимальной скорости (танк сильно «клевал носом»), а также при
включении реверса для экстренной остановки танка.
Ну и на закуску
традиционно показал свои зубы «пятиглавый дракон РККА» — тяжелый танк
Т-35, который вновь «порадовал» руководство АБТУ списком своих
неисправностей. Так три танка, поданных подряд на войсковые испытания,
дружно вышли из строя и требовали капитального ремонта
моторно-трансмиссионной группы.
Все это, а также трудности с
серийным выпуском танков Т-46 и Т-29 привели к тому, что в 1937-1938 гг
за оснащение РККА ненадежной боевой техникой большая группа
«вредителей» заводов № 37, № 174, № 185 им. СМ. Кирова, ГХПЗ, ряд
работников военной приемки и руководства АБТУ были отстранены от работ и
арестованы.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме
повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой
карбюраторного двигателя М-17Т, новым сварным бронированным корпусом и
впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также
применением мелкозвенчатых гусениц. Кроме того, на танке БТ-7А было
установлено более мощное оружие — 76,2-мм пушка КТ-28.
Броневая защита танка — противопульная, выполненная из броневых
катаных листов толщиной 6, 10, 13, 15 и 20 мм. Броневая защита машин
первых годов выпуска находилась на уровне броневой защиты танка БТ-5. Корпус
танка БТ-7 собирался из броневых и стальных листов и представлял собой
жесткую конструкцию коробчатого сечения, продолговатой суженной
закругленной носовой частью и трапецевидной кормой. Все неразъемные
соединения корпуса были выполнены преимущественно с помощью сварки и в
меньшей степени — с помощью заклепок.
Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей
(до сентября 1937 г. на танк устанавливалась эллиптическая башня, такая
же как и на танке БТ-5). Танки БТ-7 выпускались с двумя типами башен,
незначительно отличавшимися друг от друга только внутренним
оборудованием. На линейные танки БТ-7 устанавливались башни, имевшие
боеукладку, расположенную в нише. На радиофицированных (как правило,
командирских) танках (БТ-7РТ) устанавливались башни, у которых в нише
размещалась радиостанция. В верхней части задней стенки, при отсутствии
тыльного пулемета, находилось отверстие для стрельбы из личного оружия,
закрывавшееся броневой пробкой. В средней части крыши башни для
посадки экипажа располагались два овальных люка, имевших
уравновешивающие пружинные механизмы. На танках с зенитными пулеметными
установками, башни имели только один левый овальный люк. На правом люке
устанавливалась вращающаяся зенитная установка для стрельбы по воздушным
целям из 7,62-мм пулемета ДТ. При установке эллиптических башен входные
люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937 г. сварное
броневое прикрытие амбразуры (маски) пушки было заменено на
штампованное. В передней части крыши башни располагались три
отверстия. Крайнее правое предназначалось для установки командирской
панорамы, среднее в центре — для вентиляции и левое — для установки
перископического прицела. В левой части крыши ниши башни имелось
отверстие с броневым стаканом для ввода антенны (на линейных танках это
отверстие закрывалось броневой крышкой). На тех танках, где командирская
панорама не устанавливалась, это отверстие закрывалось броневой крышкой
и использовалось для флажковой или световой сигнализации. В бортах
башни были сделаны смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» и имелись
отверстия с броневыми пробками для стрельбы из личного оружия. На крыше в
трех местах устанавливались рымы для демонтажа и монтажа башни на танк.
Основным оружием танка БТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках выпуска
1935–1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 г. с
клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой
инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и
пружинным накатником. При стрельбе использовались ножной и ручной
спуски. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней 7,62-мм
пулемет ДТ. Спаренная установка имела единые механизмы наведения.
Пулемет, кроме того, имел независимый сектор обстрела в вертикальной
плоскости +5° и + 1,5° — в горизонтальной. Углы наведения по вертикали
спаренной установки составляли от — 8° до +23°. Для стрельбы
использовались: танковый телескопический прицел ТОП обр. 1930 г. и
танковый перископический прицел ПТ-1 обр. 1932 г. Масса спаренной
установки (качающейся части) составляла 220–250 кг, а полная масса башни
с вооружением и боекомплектом — около 1100 кг.
С конца 1938 г. на танк стала устанавливаться 45-мм танковая пушка
обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС)
производства завода «Авиаприбор». Стабилизация линии прицеливания в
вертикальной плоскости обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения
прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого
светлого пятна («зайчика»). При колебании пушки в вертикальной плоскости
световой сигнал («зайчик») перемещался относительно стабилизированной
линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во
время движения танка при совпадении светового сигнала с точкой
прицеливания выстрел происходил автоматически. Сложность освоения в
войсках данной конструкции прицела было связано, прежде всего, с
длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них необходимых
навыков при использовании прицела во время стрельбы сходу. В связи с
этим от установки на серийные танки БТ-7 прицелов ТОС-1 впоследствии
отказались.
В качестве вспомогательного оружия на линейных танках выпуска 1937 г.
в нише башни стал устанавливаться еще один (тыльный) 7,62-мм пулемет
ДТ. Часть танков БТ-7, начиная с 1936 г. оснащалась 7,62-мм пулеметами,
устанавливаемыми на зенитной турельной установке П-40. Кроме того, в
1935 г. была введена укладка сигнального пистолета (ракетницы) с 20
патронами.
Со II квартала 1936 г. для ведения прицельной стрельбы ночью часть
танков БТ-7 оснащалась двумя прожекторами, расположенными на маске
пушки. Дальность действия прожекторов достигала 2 км. Тыльный пулемет ДТ
и прожекторы были отменены в 1938 г.
Танк БТ-7А оснащался 76,2-мм танковой пушкой обр. 1927/32 г. (КТ-28) и
тремя 7,62-мм пулеметами ДТ, один из которых располагался в передней
части башни, с правой стороны пушки, второй тыльный — в крышке люка
кормовой ниши (для танков без радиостанции) и третий зенитный — на крыше
башни в турельной установке П-40.
В боекомплект танка входили: -при установке эллиптической башни:
для танков с радиостанцией — 132 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ
(38 дисков); для линейных танков — 172 выстрела и 2394 патрона к
пулеметам ДТ; -при установке конической башни: для танков с
радиостанцией — 146 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ; для
линейных танков — 188 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ; -при
установке башни Т-26–4 с 76,2-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 40
выстрелов и 2016 патронов к пулеметам ДТ; для линейных танков — 50
выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ.
Боекомплект танка располагался на полу и боковых стенках боевого
отделения, в нише башни (на танках без радиостанции) и на стенках башни.
На танке БТ-7 устанавливался двигатель М-17Т (Т — танковый),
созданный на базе авиационного двигателя М-17Ф, выпускавшегося в СССР по
лицензии немецкой фирмы BMW. Этот четырехтактный,
двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель жидкостного
охлаждения имел угол развала цилиндров 60° и сниженную с 600 л. с. (441
кВт) до 400 л. с. (294 кВт) мощность при частоте вращения коленчатого
вала 1650 об/мин. На двигателе устанавливались два карбюратора типа
К-17-Т. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера
СТ-61 (СТ-610) мощностью 4 л. с. (2,94 кВт) или стартером СМС-4565
мощностью 3,5 л. с. (2,6 кВт) — на машинах более ранних выпусков. При
разряженных АКБ пуск двигателя осуществлялся из боевого отделения
вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска. В
системе зажигания применялись два магнето БС12-ПАЭ с механическим (на
машинах первого выпуска) или автоматическими приводами опережения
зажигания, одно пусковое магнето типа ПС, переключатель зажигания,
двадцать четыре запальных свечи типа ЭС-ЭП или ЭС-П и провода высокого
напряжения, заключенные в металлические бронированные трубки. На части
машин были установлены магнето «Сцинтилла». В отличие от танка БТ-5 на
машине устанавливался новый более эффективный комбинированный
воздухоочиститель, состоявший из двух самостоятельно работающих
воздушных фильтров: внутреннего. Емкость топливных баков была увеличена
до 790 л за счет установки кормового и четырех дополнительных топливных
баков на надгусеничных полках машины.
На танке БТ-7М впервые в мировом танкостроении был установлен
специальный танковый дизель В-2. Этот четырехтактный, V-образный,
двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения развивал мощность до
500 л. с. (367,6 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800
об/мин. Благодаря высокой топливной экономичности, при одном и том же,
по сравнению с танком БТ-7, запасе топлива, он обеспечивал танку при
движении на гусеничном ходу по шоссе запас хода до 630 км, в то время
как у танка БТ-7 этот показатель не превышал 375 км.
В связи с установкой дизеля В-2 существенным изменениям подверглись и
системы, обеспечивавшие его работу. Радиаторы системы охлаждения были
сделаны более широкими. Воздухоочиститель с повышенной степенью очистки
устанавливался непосредственно на двигатель. Для пуска двигателя
применялись одновременно два электростартера мощностью по 6 л. с. (4,4
кВт).
Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с танком БТ-5 значительных
конструктивных изменений не претерпела, за исключением: диаметр опорных
катков был увеличен до 830 мм, диски которых со второй половины 1937 г.
были усилены за счет приварки специальных колец в местах их крепления к
ступице. В 1937 г. так же были усилены рычаги управляемых опорных
катков, пружины узлов подвески ведущих опорных катков колесного хода,
введены кривошипы направляющих колес с увеличенной консолью,
направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя с уширенным
резиновым бандажом (соответственно с 38 до 62 мм и с 52 до 75 мм). С
1938 г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм
вместо 255 мм. В связи с этим число траков в каждой гусенице увеличилось
до 70 (35 с гребнем и 35 плоских). Ширина резинового бандажа на ведущих
опорных катках колесного хода была увеличена до 120 мм. Резиновые
бандажи на ведущих колесах гусеничного движителя были заменены
стальными. Число роликов ведущих колес было увеличено с 4 до 6. Диаметр
ведущих колес уменьшили до 634 мм, а диаметр направляющих колес — до 504
мм. Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной
схеме, с напряжением бортовой сети 12 В. Основным источником
электрической энергии танка являлся генератор (динамомашина) ДСФ-500Т
мощностью 336 Вт с реле-регулятором РРК-500Т или РРК-37–500Т. На машинах
первой серии устанавливался генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт с
реле-регуляторам РРА-4574 или генератор ДСФ-500 с реле-регулятором
РРК-500. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись
две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТЭ-128. В зависимости от марки
установленного генератора, реле-регулятора и электростартера, на танках
БТ-7 применялось пять схем электрооборудования.
В настоящее время известны пять сохранившихся танков БТ-7 — один
находится в Москве в Центральном музее Российской армии (передан из
музея БТВТ п. Кубинка); второй — разукомплектованные корпус и башня обр.
1938 г. на территории музея БТВТ, п. Кубинка; третий — частично
некомплектный — в Чите; четвертый — восстановлен на родном заводе №183 в
Харькове (ныне завод им. В. М. Малышева) и установлен перед сборочным
цехом, в котором он изготавливался. Пятая машина была найдена недавно
группой поисковиков в Белоруссии и в настоящее время восстановлена
энтузиастами и любителями отечественного бронетанкового вооружения. В
сентябре 2000 г. этот танк БТ-7 участвовал в прохождении бронетанкового
вооружения на полигоне 38 НИИ МО РФ во время празднования Дня танкистов. Год разработки: нет данных г. Год производства: нет данных г. Боевая масса: 13.8 тонн Длинна: 5.66 мм Ширина: 2.29 мм Высота: 2.34 мм Скорость: 72 км\ч Запас хода: 350 км Радио: -
Броня a. Лоб: нет данных мм b. Борт:: нет данных мм c. Корма: нет данных мм d. Рубка: нет данных мм e. Корпус: (верх) нет данных мм f. Корпус: (низ) нет данных мм g. Крыша/Днище: нет данных мм Экипаж: 3 чел. Вооружение: 1- 45 мм. пушка. Изготовители: СССР
|