В процессе военных действий стало ясно, что вооружение легкого танка
Т-60 слишком слабое и не отвечает требованиям текущего момента. В
октябре 1941 года ведущий конструктор легких танков Н. Астров
рассматривал возможность вооружения легкого танка Т-60 45-мм танковой
пушкой, вместо 20-мм авиационной и введение в состав экипажа третьего
члена. Но для реализации этого проекта нужен был более мощный двигатель.
Раасматривались два варианта - установка более мощного двигателя ЗИС,
либо установка спарки двигателей М-1 или ГАЗ-202 на одном валу или
параллельно.
Оказавшись на заводе ГАЗ, Н. Астров активно начал работы по модернизации
легкого танка Т-60, тем более, производственная база завода позволяла
это сделать. Основным вариантом был выбран вариант машины со спаркой
двигателей. Они представляли собой два 6-цилиндровых бензиновых
дыигателя ГАЗ-202, спаренных последовательно в общем картере. Мощность
такой спарки увеличилась до 135 л.с. (99 кВт).
Двигательная установка, получившая обозначение ГАЗ-203, монтировалась
там же, где и в танке Т-60 - вдоль правого борта. Это привело к
некоторому увеличению корпуса нового легкого танка и добавлению в
ходовую часть пятой пары опорных катков. Новый танк получил заводской
индекс ГАЗ-70 или 070.
В декабре для нового танка были готовы сварной корпус и литая башня
конструкции В. Дедкова с толщиной брони 40 мм. В феврале 1942 года
опытный образец легкого танка ГАЗ-70 был отправлен в Москву на
испытания, которые, в основном, прошли успешно и в начале марта 1942
года танк был принят на вооружение под индексом Т-70.
Хотя от литой башни отказались в угоду сварной шестигранной, поскольку
она показала плохую устойчивость даже против 20-мм снарядов.
Легкий танк Т-70 имел компоновочную схему по типу танка Т-60 - в
передней части корпуса находилось отделение управления и трансмиссионное
отделение, в средней части - боевое и моторное отделение и в кормовой
части - топливные баки, изолированные стальной перегородкой от
остального корпуса.
Экипаж танка Т-70 насчитывал 2 человека. Механик-водитель располагался в
отделении управления, командир - в башне. Посадка и высадка экипажа
осуществлялась через люки, закрываемые броневыми крышками над
соответствующими местами членов экипажа. В днище корпуса под сиденьем
механика-водителя имелся аварийный люк. В крышке люка башни находился
лючок для флажковой сигнализации.
Основным вооружением легкого танка Т-70 была 45-мм танковая пушка 20К.
Также устанавливался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ДТ. Кроме того,
имелась укладка из 10 ручных гранат Ф-1 и пистолета-пулемета ППШ с 3
дисковыми магазинами.
В кормовой части танка Т-70 располагались два топливных бака общим объёмом 440 л.
Легкий танк Т-70 имел механическую трансмиссию, состоящую из
двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения,
четырёхступенчатой коробки передач, карданного вала, конической главной
передачи, двух многодисковых бортовых фрикциона сухого трения с
ленточными тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных
бортовых редуктора.
Ходовая часть танка Т-70 индивидуальная торсионная без амортизаторов,
состояла из пяти пар обрезиненных катков диаметром 550 мм, трёх пар
поддерживающих роликов, ведущих передних и задних направляющих колес.
На линейных танках Т-70 устанавливалась внутренняя односторонняя
трёхцветная светосигнальная связь от командира к механику-водителю и
танковое переговорное устройство ТПУ-2. Радиостанции внешней связи не
предусматривалось. На командирских танках Т-70 в башне устанавливалась
радиостанция 9Р или 12РТ и танковое переговорное устройство ТПУ-2Ф.
Тактико-технические характеристики легкого танка Т-70:
Длина общая 4,29 м, ширина 2,3 м, высота 1,81 м Масса 9,2 т Экипаж 2 чел Клиренс (дорожный просвет) 300 мм Ширина трака 260 мм Броня: вертикальная 45-35-15-25 мм, горизонтальная 10-6, башня 35 мм Силовая установка: спарка из 6-цилиндровых бензиновых двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-203, мощностью 135 л.с. (99 кВт) КПП 4/1 Максимальная скорость 42 км/час по шоссе, 25 км/час по пересеченной местности Запас хода 330 км по шоссе, 180 км по пересеченной местности Емкость двух топливных баков 440 л Вооружение: 45-мм пушка 20К, 7,62-мм пулемет ДТ Боекомплект: 90 выстрелов 45-мм; 945 патронов 7,62-мм Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,8 м, брод глубиной 0,9 м, угол подъема 30°, угол спуска 30°, крен 24°
|