31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о
постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе №183 и по
подготовке его выпуска на СТЗ. Правда тут была оговорка "в случае
благополучного завершения всех войсковых испытаний". В июле 1940 г.
начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой
Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков.
Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные
средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность
двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение,
большой запас хода, малое удельное давление на грунт - вот главнейшие
достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую
массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
Историческая справка. Танки, выпускавшиеся в 1940
г., имели боевую массу 26,8 т и были вооружены 76-мм пушкой Л-11
образца 1939 г., длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные
приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу
танка свойственной бронировкой. Заметим при этом, что пушка не выступала
за переднюю часть корпуса. Башня танка сварная из катанных броневых
листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30". В
боковых стенках монтировались смотровые приборы, а в кормовой стенке
башни имелась съемная, установленная на болтах броневая накладка. Она
закрывала прямоугольное отверстие, через которое проводилась смена
ствола пушки. Опыт боев показал, что это было уязвимым местом и
впоследствии задняя стенка башни делалась сплошной. Замена ствола пушки
стала осуществляться при поднятии кормы башни над корпусом. Позднее на
части танков устанавливались литые башни с увеличенной до 52-мм толщиной
брони. Танки первых выпусков (их называют иногда образца 1939 или 1940
года) имели носовую часть корпуса обтекаемой, только этим машинам
свойственной формы. Верхний и нижний 45-миллиметровые броневые листы
крепились гужонами (с головками впотай) к поперечной стальной балке.
Оригинальной формы был люк с откидной крышкой для механика-водителя. В
крышке имелся смотровой перископический прибор, а слева и справа от нее
размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в
определенных пределах вести обзор влево и вправо. Траки гусениц остались
старого образца, как и на БТ (но, разумеется, большей ширины - 55 см),
гладкие, без развития. Кормовой лист корпуса съемный, на болтах,
крепился к боковым стенкам. На крыше башни находился один большой люк
трапециевидной формы.
"Тридцатьчетверка", безусловно, превосходила в начале войны все танки
противника по вооружению, защищенности и маневренности. Но и у нее были
недостатки. "Детские болезни" сказывались в быстром выходе из строя
бортовых фрикционов. Обзорность из танка и комфорт в работе экипажа
оставляли желать лучшего. Лишь часть машин оснащалась радиостанцией.
Надгусеничные полки и прямоугольные отверстия в корме башни (на машинах
первых выпусков) оказались уязвимыми. Наличие лобового пулемета и люка
водителя ослабляли стойкость лобового броневого листа. И хотя форма
корпуса Т-34 явилась объектом подражания для конструкторов на многие
годы, уже у наследника "тридцатьчетверки" -танка Т-44 упомянутые
недостатки были устранены. Год разработки: 1939 г. Год производства: 1940-1941 г. Боевая масса: 26.8 тонн Длинна: 5.9 мм Ширина: 3 мм Высота: 2.4 мм Скорость: 54 км\ч Запас хода: 300 км Радио: -
Броня a. Лоб: 45 мм b. Борт:: 40 мм c. Корма: 40 мм d. Рубка: 45 мм e. Корпус: (верх) - мм f. Корпус: (низ) - мм g. Крыша/Днище: - мм Экипаж: 4 чел. Вооружение: 1 - 76мм пушка. 3 - пулемета 7.62
|