Непосредственно после того, как был проработан проект КВ-1, решено
было создать его модификацию для непосредственно огневой поддержки,
вооруженную тяжелым орудием. В результате появился тяжелый
артиллерийский танк КВ-2. Первоначально планировали установить в
увеличенную башню 122-мм (4,81-дм) гаубицу, но вскоре выбор сделали в
пользу 152-мм (6-дм) гаубицы в новой высокой башне. Корпус и шасси КВ-1
при этом остались практически без изменений. КВ-2 строился в значительно
меньших количествах, чем КВ-1, что было совершенно справедливо. КВ-2
достаточно хорошо проявил себя в атаках финских укреплений в 1940 г., но
в боях с германскими войсками в 1941 г. картина была другая. Высокая
коробчатая башня, вмещающая четырех членов экипажа, была столь
громоздка, что ее быстрый разворот оказывался очень сложным делом,
особенно при наклоне танка. Ее большая масса делала КВ-2 мучительно
тихоходным и малоустойчивым. Большинство КВ-2 было потеряно в первые
месяцы германского вторжения, а производство свернуто в тот же год в
связи с эвакуацией завода.
Серийный тяжелый танк КВ-2 был спроектирован в Ленинграде на
Кировском заводе под руководством Ж.Я. Котина и изготовлен в феврале
1940 года. Старшим группы проектировщиков был Н.Л. Духов. КВ-2
предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос
(разрушения стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления
подразделений, вооруженных легкими и средними танками.
Особенностью этой машины была установка в башне увеличенных размеров (по
сравнению с КВ-1) 152,4-мм гаубицы М-10 образца 1938-1940 годов (это
объясняет те случаи, когда данный танк называют самоходной гаубицей).
Для мировой практики танкостроения того времени это был уникальный
случай. Испытания танка боевой стрельбой проводили на траншейном стенде
прямо на территории завода. Эксперимент прошел удачно, танк не
опрокинулся, а двигатель завелся с первой попытки.
Существовала только одна модификация, отличная от оригинала и
известная как КВ-2Б. Ее собирали на шасси КВ-1 Б, отличавшегося
уширенными гусеницами для лучшей проходимости по слабым грунтам и снегу,
а также установленным в корпусе курсовым пулеметом. Планы на 1943 г.
включали замену пушки танка КВ на 85-мм (3,35-дм), а один КВ-2
использовался для испытаний 107-мм (4,22-дм) модифицированной морской
пушки, планировавшейся как основное вооружение танка КВ-3. Обе схемы не
были приняты.
В ходе боев на линии Манергейма, танк KB-2 показал себя с лучшей
стороны, однако выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 недостаточно сильна для
борьбы с дотами и другими фортификационными сооружениями. Поэтому в
сжатые сроки был разработан и построен танк вооруженный 152-мм гаубицей.
Основное отличие танка заключалось в установке новой башни больших
размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске,
закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая
гаубица М-10 образца 1938-1940 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В
норме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался
еще один ДТ. Эта новая башня с гаубицей М-10 получила название МТ-1.
Боекомплект гаубицы из 36 выстрелов раздельного заряжания включал
бетонобойные снаряды массой 40 кг и бронебойные массой 51 кг.
Бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 72 мм на расстоянии 1500м.
По сравнению с предшественником, экипаж увеличили на одного человека.
Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника,
наводчика, механника-водителя и стрелка-радиста.
Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми
пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенки
башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя).
Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее
бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью
436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под
углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся
бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Для
вертикальной наводки применялся секторный механизм. Стрельба велась с
использованием телескопического прицела Т-5 (ТОД-9) или перископического
прицела ПТ-5 (ПТ-9). Боекомплект танка состоял из 36 артиллерийских
выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов к пулеметам ДТ (49
магазинов). Экипаж состоял из шести человек: командира,
механика-водителя, замкового, младшего механика-водителя и
стрелка-радиста. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в
передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа
- в башне (боевом отделении).
В кормовой части башни располагался люк для загрузки боеприпасов, на
крыше имелись люки для посадки экипажа, приборы наблюдения и
вентиляторы. На боковых стенках - скобы для подъема на крышу и амбразуры
для стрельбы из личного оружия, закрываемые изнутри коническими
пробками. Такая же амбразура была на дверце кормовой стенки башни.
Управление поворотом башни осуществлялось при помощи механического и
электрического приводов.
При боевой массе 52 тонны танк отличался неплохой для его типа
профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу
по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения - 20 км/ч.
17 февраля первые два танка с установкой МТ-1 были отправлены на
фронт. Поскольку к тому времени основная линия обороны была взята РККА,
то танки испытали стрельбой по уже взятым финским ДОТам.
По результатам войсковых испытаний в 1940 году танк был принят на
вооружение РККА и запущен в серийное производство. Сначала танки КВ
именовались просто: "танк с малой башней" и "танк с большой башней". В
дальнейшем танк с 76-мм пушкой стали именовать КВ-1, а танк с 152-мм
гаубицей – КВ-2.
В серийном производстве конструкцию башни немного видоизменили. У
новой башни закруглили боковые стенки, установили другую маску пушки и
изменили заднюю часть, оставив в ней большую дверь и пулемет ДТ.
На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса.
Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9,
перископический – ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Силовая установка,
силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование – остались
такими же, как и на КВ-1.
К сожалению, все технические проблемы связанные с ходовой частью и
трансмиссией танков КВ в полной мере коснулись и КВ-2. Он был прост в
устройстве, но не надежен в эксплуатации. Особенно это касалось главного
и бортовых фрикционов и КПП. Недостаточной была и маневренность.
Несмотря на это, в 1941 году КВ-2 мог уничтожить любой танк Вермахта,
оставаясь при этом практически неуязвимым для противотанковых средств
противника. Основная масса потерь приходилась на поломки матчасти.
После начала Великой Отечественной войны производство танка КВ-2
прекратилось. Всего было выпущено 334 танка.
Тактико-технические характеристики
Экипаж – человек
Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
Боевая масса 52,0 т (114 660 фнт)
Максимальная скорость хода 26 км/ч (16,15 мили в час)
Запас хода 225 км (139,73 мили)
Габариты (ДлинахШирмнахВысота) 6,8х3,32х3,28 м (22,31х10,89х10,76 фт)
Основное вооружение 152-мм (6-дм) гаубица
Толщина брони от 30мм (1,18дм) до 110 мм (4,33дм)
|