В конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к
танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Этот танк получил
обозначение LaS 100. Его прототипы разрабатывались на конкурсных началах
тремя фирмами: Крупп, Хеншель и МАН. В результате для серийного
производства было выбрано шасси фирмы МАН. Первые серийные танки
получили обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.a1, следующие 15 машин – Ausf.a2.
Танков версии а3 выпустили 75 единиц. Все эти варианты незначительно
отличались друг от друга: на а2 и а3, например, отсутствовали резиновые
бандажи поддерживающих катков. Самым крупным отличием от
предшественников у танков следующей серии – Ausf.b – стала установка
нового двигателя – Maybach HL 62TR.
Испытания и эксплуатация в войсках выявили у всех этих вариантов
существенные недостатки в конструкции ходовой части. Поэтому, в 1937
году был сконструирован совершенно новый тип шасси. Впервые его
применили на первых 200-х танках серии Ausf.C. Новая ходовая часть,
состоявшая из пяти опорных катков среднего диаметра, подвешенных на
четвертьэллиптических рессорах, повысила плавность хода по местности и
скорость движения по шоссе и оставалась неизменной на всех последующих
модификациях (кроме D и Е). В 1937 году на заводе Хеншель в Касселе
началось производство наиболее массовых модификаций Pz.Kpfw.II – Ausf.A,
B и С.
На танках Ausf.A были введены синхронизированная коробка передач,
двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 л.с., новый тип смотрового
прибора механика-водителя. Модель В имела изменения, носившие в основном
технологический характер и облегчавшие серийное производство. Ausf.C
получил улучшенную систему охлаждения двигателя и 50-мм бронестекла в
смотровых приборах (у А и В – 12 мм). Производство Pz.Kpfw.II Ausf.C
было прекращено весной 1940 года, однако недостаточное количество легких
таков Pz35(t) и Pz38(t), а также средних Pz.Kpfw.III и IV в танковых
соединениях вермахта послужило причиной принятия 27 ноября 1939 года
решения о выпуске серии модифицированных танков Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Танки этой серии получили корпус новой конструкции. Новой формы
крышки смотровых окон в маске пушки усилили бронезащиту танка. На
некоторых машинах устанавливалась новая 20-мм танковая пушка KwK 38,
вместо KwK 30. Несколько особняком в семействе машин Pz.Kpfw.II стоят
танки моделей D и Е. В 1938 году фирма Даймлер-Бенц разработала проект
так называемого "быстрого танка", предназначенного для танковых
батальонов легких дивизий. От танка Pz.Kpfw.II Ausf.C заимствовали
только башню, а корпус и ходовая часть разрабатывались заново. Танки
моделей Е отличались от D усиленной подвеской, новыми гусеницами и
измененным типом ленивца.
Последней конструкцией серии Pz.Kpfw.II был вариант Ausf.L
"Luchs" ("Рысь"), который имел совершенно новую ходовую часть с катками
расположенными в шахматном порядке, более толстую броню и повышенные
боевые возможности. Вооружение предусматривалось в двух вариантах: 20-мм
и 50-мм пушка. Для последней была специально разработана открытая
сверху башня, однако серийно производился лишь первый вариант.
Первую проверку боем Pz.Kpfw.II прошли в 1939 году в Испании. 15
марта 1939 года они первыми из 2-й танковой дивизии вермахта вступили в
Прагу. 1 сентября 1939 года панзерваффе располагали 1224 танками
Pz.Kpfw.II различных модификаций. В ходе польской кампании 83 из них
были безвозвратно потеряны. В составе 40-го батальона особого назначения
(40 Abteilung Z.B.V.) 25 Pz.Kpfw.II участвовали в оккупации Дании и
Норвегии. Накануне вторжения во Францию в вермахте имелось 955 таких
танков, которые могли бороться с хорошо забронированными легкими и
средними французскими машинами только с близких дистанций. В ходе
подготовки вторжения на Британские острова 52 единицы Pz.Kpfw.II были
переоборудовали в плавающие. 22 июня 1941 года к боевому применению были
готовы 746 танков Pz.Kpfw.II, 424 из них были потеряны к концу года. По
мере насыщения танковых частей более мощными боевыми машинами,
Pz.Kpfw.II все в большей степени использовались в разведывательных
целях.
В боевых частях на Восточном фронте они встречались вплоть до
1943 года, в частности, в операции "Цитадель" приняли участие 70 танков
Pz.Kpfw.II. Вплоть до 1943 года их использовали и в Северной Африке. В
марте 1945 года в войсках насчитывалось еще 145 Pz.II. Кроме вермахта,
эти машины состояли на вооружении в словацкой, румынской и болгарской
армиях. На базе Pz.Kpfw.II различных модификаций строились
самоходноартиллерийские установки, саперные, мостовые и огнеметные
танки.
Экипаж, чел. 3 Масса, кг 9 500 Длина, м 4,81 Ширина, м 2,28 Высота, м 2,02 Клиренс, м 0,34 Бронирование, мм лоб – 30; борт – 20; корма -15; днище – 5; крыша – 15; башня – 15-30 Вооружение 1 х 20 мм KwK-302; 1х 7,92 мм MG 34 Боезапас 20 мм – 180 выстрелов; 7,92 мм – 2550 патронов Двигатель Maybach HL62TRM; 6-цилиндровый бензин, 140 л.с. Запас хода, км 190 Макс. скорость, км/ч 40 Средства связи коротковолновая радиостанция Fu-5
|